КАК ПОЛУЧИТЬ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
- Подробности
- Опубликовано: 14.09.2021 08:20
- Просмотров: 190
Региональные программы по выплате материнского капитала
Наряду с материнским капиталом, выплачиваемым на основании федерального закона, в некоторых регионах действуют программы по выплате регионального материнского (семейного) капитала. Он выплачивается за счет средств региональных и местных бюджетов. Получение регионального материнского капитала не зависит от того, получен ли материнский капитал на основании федерального закона.
Воспользоваться материнским капиталом можно только после получения государственного сертификата, который удостоверяет право на материнский капитал.
Порядок получения сертификата на материнский капитал
Для того чтобы вам выдали сертификат, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подготовьте необходимые документы.
Вам потребуются следующие документы (п. 5 Правил подачи заявления, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180н, далее - Правила):
- заявление о выдаче сертификата;
- свидетельства о рождении (или усыновлении) детей;
- документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя, то есть паспорт или заменяющий его документ, в том числе подтверждающий гражданство РФ заявителя;
- документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал. Как правило, таким документом является свидетельство о рождении ребенка со штампом паспортно-визовой службы.
В случае непредставления заявителем документов (сведений) о месте жительства (пребывания), а также подтверждающих принадлежность к гражданству, самостоятельно ПФР запрашивает их в органе в сфере миграции и его территориальных органах, в распоряжении которых имеется указанная информация (абз. 2 п. 12, абз. 2 п. 17 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 345н).
Примечание. При подаче заявления также может потребоваться СНИЛС заявителя.
Если документы планируется подавать не лично, то потребуются документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия законного представителя или доверенного лица, в частности:
- нотариально оформленная доверенность (для доверенного лица);
- паспорт доверенного лица или законного представителя.
Если заявителем является отец или усыновитель
Право на получение сертификата возникает у отца или усыновителя, когда у матери такое право прекращается.
Переход права на материнский капитал происходит, например, в случае смерти женщины или лишения ее родительских прав. В такой ситуации отцу или усыновителю помимо документов, требуемых в общем случае, в зависимости от обстоятельств следует подготовить:
- свидетельство о смерти женщины, родившей (усыновившей) детей;
- решение суда об объявлении женщины умершей;
- решение суда о лишении женщины родительских прав;
- решение суда, подтверждающее совершение женщиной в отношении ребенка (детей) преступления против личности.
Иными словами, необходимы документы, подтверждающие переход права на материнский капитал к отцу или усыновителю.
Примечание. Право отца (усыновителя) на материнский капитал не возникает (ч. 3 ст. 3 Закона № 256-ФЗ):
- если он является отчимом в отношении первого ребенка, рождение (усыновление) которого должно учитываться при получении материнского капитала;
- если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого материнский капитал был получен, признан после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
Шаг 2. Представьте документы в ПФР.
Подготовленные документы направьте в территориальное подразделение ПФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания. Документы могут быть поданы (ч. 1 ст. 5 Закона № 256-ФЗ; п. 25 Административного регламента):
- лично;
- через представителя;
- по почте (способом, позволяющим подтвердить факт и дату их отправления);
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Форму заявления, как правило, предоставляют сотрудники подразделения ПФР или МФЦ.
При отправке заявления по почте вместо оригиналов документов к заявлению можно приложить их нотариально заверенные копии.
Также возможно направление заявления в форме электронного документа посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через "Личный кабинет застрахованного лица" информационной системы ПФР. В этом случае документы должны быть предоставлены в территориальное подразделение ПФР в срок не более пяти рабочих дней с момента получения им заявления, о чем заявителю направляется уведомление в электронном виде.
После подачи или отправки заявления и документов вам должна быть выдана на руки расписка о получении документов либо направлено по почте или в форме электронного документа соответствующее извещение (п. 4 Правил; п. п. 25, 30 Административного регламента).
Шаг 3. Получите уведомление о принятом решении.
После получения необходимых документов в месячный срок должно быть вынесено решение о выдаче сертификата или дан аргументированный отказ. Не позднее чем через пять дней с даты вынесения решения вам по почте или в форме электронного документа будет направлено соответствующее уведомление.
Если документы подавались через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, уведомление будет направлено в этот центр в форме электронного документа (ч. 3, 5 ст. 5 Закона № 256-ФЗ; п. 8 Правил; п. п. 14, 46 Административного регламента). Чтобы не дожидаться его, можно поинтересоваться о принятом решении, например, по телефону.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в суд (ч. 7 ст. 5 Закона № 256-ФЗ).
Шаг 4. Получите сертификат установленной формы.
Если принято положительное решение, вам выдадут сертификат на бумажном носителе или в форме электронного документа (ч. 1 ст. 5 Закона № 256-ФЗ; п. 49 Административного регламента).